ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК
Если щепоть хорошо промытого песка положить на ладонь и рассмотреть внимательно через увеличительное стекло, на ней будет видна россыпь из полупрозрачных шариков и овоидов - округлых тел, имеющих яйцевидную форму. Большинство песчинок состоит из кварца, а величина их колеблется от едва заметной пылинки до просяного семечка. Более крупных песчинок значительно меньше, некоторые из них бывают величиной с ячменное зерно. По сути дела каждая песчинка - это тоже камень, только очень маленький, подобно настоящему камню, она имеет всевозможные углубления, выбоины и выступы. На фотографии, полученной при большом увеличении, песчинку вряд ли можно отличить от гальки, булыжника или валуна.
Магические свойства песка имеют глубокие исторические корни.
В Индокитае кхмеры до сих пор сооружают песчаные горки, напоминающие пагоды, во дворах местных храмов. Отправляясь в храм, каждый прихожанин прихватывает с собой одну-другую горсть песка, Из принесённого прихожанами песка общими усилиями сооружались горки-пагоды. Их украшали лентами, цветами и флажками, а также спрыскивали душистой водой. Считалось, что каждая песчинка, использованная на строительство священной горки-пагоды, освобождала человека от одного греха. А вообще же песок, разумеется освящённый, почитался у народов Индокитая как символ счастья, долголетия, благополучия и богатства.
ПЕСОЧНЫЕ КОВРЫ
Один раз в году во время весенних праздников индейцы майя проводят конкурс на изготовление лучшего песочного ковра. В назначенный час песочных дел мастера расстилают свои многокрасочные ковры прямо на тратуарах. Кроме песка окрашенного в яркие цвета, художники приносят с собой разные нехитрые инструменты и приспособления: лопатки, совки, веники, трафаретки, картонные фунтики и шаблоны. Каждая улица старается удивить соседей своей изобретательностью и художественной фантазией, к тому же победителей конкурса ждёт солидная премия. Конечно, песочные ковры не долговечны: подует ли сильный ветер, пойдёт ли дождь - и от былой красоты не останется и следа. Они так же не долговечны, как краток и сам праздник. Однако у зрителей и художников надолго остаются в памяти яркие впечатления не только от самого праздника, но и от соприкосновения с необычным миром песочной магии.

ПЕСОК В МАГИЧЕСКОМ ВЫЗОВЕ ДОЖДЯ У ПУЭБЛО.
Высокий и толстоствольный кактус, ощитинившийся своими отростками с твёрдыми иглами, стоял на небольшом холмике в песчано-каменистой долине. От него начиналась тропа к селению индейцев-хопи Шуэр, расположенному на склонах видневшейся вдали горной гряды. На языке хопи Шуэр означало " Красные глаза". По местному преданию, первопоселенцы пришли сюда ведомые Кумпой - военным вождём.
Место для селения было выбрано удачно. Невысокая горная гряда вставала над долиной в междуречье. Обе реки, которые индейцы называли Большой и Быстрой, в весеннее половодье разливались, затопляя долину, насыщая поля влагой и илом. Близость рек позволяла быстро строить отводные каналы и даже в засушливый период рассчитывать на орошение полей. Но довольно часто в знойное лето, когда само небо жгло, как жжот Солнце, реки мелели, и только дождь мог напоить их, а они - отдать влагу полям кукурузы, бобов и тыквы.
Казалось, вода, неукротимая весной, сметающая всё на своём пути, сшибающаяся из двух источников в один сплошной, широко распластанный поток, летом уходила на долгий отдых или залегала в спячку. Люди молились о дожде, люди взывали к воде, но трудно было добудиться, достучаться до куда-то исчезнувших бурных потоков. В раскалённой долине весенний паводок вспоминался как невероятная сказка о славных и добрых днях.
Вот и сейчас Нафа остановился на холмике с высоким кактусом и, озираясь вокруг, вспоминал, как всего несколько лун назад именно здесь застал в расплох его весенний поток, понёс к горной гряде и по счастливой случайности, а вернее, по воле духа - хозяина обеих рек выбросил бездыханным у подножия, рядом с первой террасой селения Шуэр. Так было совсем недавно, но уже много дней свет сменяется тьмой, а небо пышет жаром,по его побелевшим от жары просторам не катится ни единого облачка.
Давно нет дождя в селении Шуэр. Сохнет кукуруза, желтеют длинные плети тыквы, вянут листья бобов. Давно нет дождя в селении Шуэр, и Нафа - один из десяти мужчин, назначенных касиком Пачири, старейшиной селения, в помошники его делам, - должен найти дождь, дать воду полям.
Четыре дня назад, будучи не в состоянии видеть просящие взгляды сородичей, ждущих от него чуда, Нафа покинул селение и пошёл через долину к соседям - индейцам племени зуни. Их также жгло Солнце, их поля также были без воды. Может быть, соседи что-то придумали?
Нафа возвращался домой не торопясь. Не торопился он потому, что не узнал, не увидел ничего нового, и потому, что было очень жарко и быстрый шаг перехватывал дыхание. Свои длинные волосы, обычно стянутые на макушке в тугой узел, перевязанные кожаной тесьмой, он распустил, рубаху скинул и шёл в одном кожаном переднике да в разбитых камнями и временем мокасинах, чтобы не жечь ступни.
Нафа стоял у кактуса, смотрел на своё селение. Его не было видно отсюда, его можно было угадать по изломанной линии в сплошной серо-бурой окраске гряды. Хопи, как и зуни, сооружали свои жилища из кирпича или глины, смешанной с соломой или стеблями кукурузы и бобов, и красили извёсткой в белый цвет.
Селение Шуэр расположилось довольно удобно. Горная гряда, на которой разместилось селение, в половодье возвышалась над потоком, склоны были податливы для устройства искусственных террас-площадок, где индейцы сооружали свои одноэтажные дома с плоскими крышами. Дом стоял над домом, нередко плоская крыша нижнего ряда домов использовалась как площадка для игр и отдыха живущих выше.
Нафа смотрел на горы и думал о том, что же он скажет касику Пачири, что скажет всем сородичам? Они ждут от него одного - простого и ясного ответа, когда будет дождь в селении Шуэр и на полях принадлежащих его жителям?
Нафа смотрел на горы, медленно оглядывая небосклон, пытаясь найти в его безбрежной белесой синеве ответ. Но нет ответа, и нет желания торопиться домой. Нет желания, но идти нужно, но надежду вселить нужно. Нафа вздохнул, откинул упавшие на лицо волосы, перекинул рубашку через плечо, поправил мокасины и тронулся в путь.
Сколько Нафа помнит, в родном селении всегда главной заботой была вода, даже не урожай кукурузы, хотя духу - хозяину поля, духу хозяина кукурузы устраивали жители специальные кормления, делали подношения на алтарях, принадлежащих этим духам. Воде поклонялись по-особому. Весной молили её утихомириться, войти в русла рек, а летом низвергнуться с небес на землю, наполнить реки и каналы. Маленький Нафа не понимал, как так можно - сначала просить об одном, потом о другом. Дух воды мог и рассердиться. Повзрослевший Нафа понял, что вода бывает разная - одна течёт по земле в реках и каналах, другая - по небу. Земная вода, считал Нафа, отбушевав на земле, уходит в небо, и если очень просить небо, то оно отпустит её на землю, и будет вода уже небесной. Было непонятно, то ли это земная вода, ушедшая на небо, то ли это небесная вода, идущая к земле; непонятно также, почему весной часто потоки земной воды смешиваются с небесной, когда в половодье сверкают молнии и хлещут упругие струи дождя.
Нафа посетил селение Шифун, что на языке зуни, как и на языке хопи, означает "Чёрные глаза". Предводитель первопоселенцев был черноглазый, как все нормальные люди. В селение Шифун Нафа ходил не случайно, там среди помошников Кумпа был его хороший друг Паепалоа, который вернул ему дыхание жизни, когда весенний поток выбросил Нафа у подножия родного селения. Как Паепалоа в такое время оказался в доме касика Пачири, Нафа так и не узнал, но об оказанной услуге довольно часто вспоминал. Отчаявшись найти выход, найти ответ на мольбы сородичей, Нафа пошёл четыре дня назад в Шифун к Паепалоа. Нафа даже прихватил безмерно ценный подарок - обсидиановый нож, вставленный в костяную рукоять. Подарок, доставшийся ему в наследство от дяди матери Кабевириде по имени Шипуло - помощника касика. Паепалоа встретил Нафа сердечно. Усадил в своём доме на возвышение, приказав постелить самую лучшую циновку, на которой был изображён танец, посвящённый Солнцу - хэлеле.
- Какие дороги привели тебя, Нафа, сын Белого початка кукурузы? Правда ли, что ты назначен Кумпа одним из тех, кому доверено общение с богами и духами? Расскажи мне о своей дороге, - вопросы Паепалоа звучали размеренно и заинтересованно. У Нафа спеклись губы, томимые жаждой, так как в середине пути кончились скудные запасы воды, а тыквенная посудина, болтавшаяся на тесьме передника, была пустой. Просить воды было крайне невежливо и даже стыдно. Мужчина обязан терпеть, и, даже если хозяин предложит воды, нужно трижды отказаться от неё. Вода для всех - слишком дорогой дар неба и земли.
- Прости, мой юный друг, - Паепалоа был много старше, - я, обрадовавшись твоему приходу, забыл предложить тебе воды. Возьми, и не надо трижды отказываться. Я знаю обычаи, но я, в отличие от других людей, знаю тебя даже лучше, чем ты сам. Возьми, - хозяин протянул гостю красиво расписанную глиняную чашу. Нафа взял её, спокойно проглотил несколько глотков. Живительная влага растеклась по дальним и скрытым каналам тела, придала бодрость и уверенность.
- Давно нет дождя в селении Шуэр, - начал Нафа, но хозяин остановил его.
- Можешь не продолжать. Я знаю, что ты скажешь. Поля усыхают - сохнут листья бобов, тугие плети тыкв, желтеют кукурузные стебли. Тебя преследуют молящие глаза детей рода Белого початка кукурузы. Когда будет дождь, спрашивают они у тебя. Ты не знаешь. Ты пришёл ко мне, чтобы я помог тебе? Правильно? Нафа сидел, ошеломлённый прозорливостью хозяина, который не вождём Кумпой селения Шифун, а самим касиком, прозванным Солнечная Стрела, был назначен на должность прорицателя и ведуна.
- Я вижу у тебя под передником свёрток. Ты принёс мне подарок? Он слишком дорог, я узнал его по тёмному срезу костяной рукояти! Это нож твоего дяди по матери, нож Шипуло. Он пригодится тебе самому, мне ничего не нужно. Я помогу тебе и без подарка. Точнее помог бы...
Нафа насторожился, уже ничему не удивляясь, ведун Паепалоа обязан всё видеть и знать. - Помог бы, - продолжил Паепалоа, - я и сам не знаю. И меня преследуют молящиеся глаза сородичей, детей Чёрного початка кукурузы. Меня с рассветом об одном и том же вопрошает касик Солнечная Стрела: " Когда будет дождь?" А я не знаю. Я думаю, что, когда мы праздновали день Солнца, когда устраивали в начале весны танцы хэлеле в его честь, мы что-то сделали не так, и Солнце нас не поняло. Мы просили его быть разумным - весной быстро высушить землю, обогреть ростки, а летом уступать место на небе тучам и молниям, чтобы шёл дождь. Весной мы слишком радовались приходу тепла и Солнца, и оно решило расставаться с нами только на короткую летнюю ночь. Уже вечер. Отдохни, а в полночь ты и я пойдём тропой зверей к усыхающей реке Быстрой. Может быть, в воде и ночном небе мы найдём ответ. Удивлённый всем сказанным, обрадованный тем, что пойдёт вместе со знаменитым прорицателем, Нафа положил руку под голову и задремал. Не хотелось ни есть, ни пить, а только спать.
- Пора, мой юный друг, - сказал Паепалоа и подал мне кукурузную лепёшку, смазанную острым соусом, чашу с какой-то вкусно пахнущей жёлтой жидкостью, напоминавшей сок апельсина, смешанного с бодрящим соком агавы. Еда и питьё были сытные и бодрящие. Гость и хозяин поели, поднялись с циновок, появившиеся бесшумно женщины прибрали посуду и тут же исчезли в соседнем помещении. За стенами дома, в котором горели жировики-светильники, стояла беспросветная чернота ночи. В безбрежной темноте бархатного, остывающего от жары, а потому проясняющегося неба проступали далёкие звёзды. Они слабо мерцали, грудились в звёздные пути, узоры, неповторимый орнамент ночной стихии. - Нафа, ищи нашу звезду, которая в ночи видится редко, а на краю неба - отчётливо на рассвете или на закате. Ищи её на небе, а я постараюсь приманить её отражение в речную воду.
Они стояли уже на берегу реки. Глаза привыкли к тьме, и можно было различить берег, почти недвижную гладь реки Быстрой и в ней отражение звёздного неба. Нафа мучительно вспоминал рассказы своего дяди Шипуло о звёздном небе, о расположении звёзд в полночь, на рассвете и на закате. Он нашёл Вечернюю звезду, которую испанские завоеватели земель индейцев-пуэбло называют Венерой. Почему-то Нафа сейчас вспомнил об испанцах, о тех далёких временах, когда из-за океана пришли большие лодки, воины в латах с ружьями, да ещё верхом на конях. Было это очень давно - лет четыреста назад, если считать так, как считают потомки тех первых испанцев и индейцев, живших в этих местах, - мексиканцы. У племён хопи и зуни мало общего с мексиканцами. У них разные боги, разные даже названия рек и гор, светил и звёзд. Нафа вспомнил давнишних испанцев, потому что именно они называли Вечернюю звезду индейцев-пуэбло Венерой. - Мудрый Паепалоа, я нашёл нашу звезду, - воскликнул Нафа, показывая раскрытой ладонью в небо, в его левую половину. - Где? - подошёл Паепалоа к Нафа, проследил за движением руки. - Правильно! И я вижу. Не спускай с неё глаз, запоминай всё, что вокруг неё. Вокруг неё Нафа ничего не видел, кроме слабо различимого ореола и безмерной тьмы. - Вот она здесь, в воде, - радостно воскликнул прорицатель племени зуни, - иди ко мне, Нафа. Нафа подошёл и тоже увидел в воде отражение краешка неба, звёзд и среди них - Вечернюю звезду, по которой индейцы отсчитывали годы своей жизни.
Паепалоа опустился на колени, подав знак Нафа сделать то же самое, достал из-под передника круглую толстую кукурузную лепёшку и медленно опустил её в воду, в то место, где виднелось отражение Вечерней звезды. Лепёшка какое-то мгновение задержалась на поверхности, затем рванулась по течению, опустилась ниже и вдруг затрепетала в водовороте. Казалось, её кромсают, рвут на части сами звёзды, прыгающие по образовавшимся волнам. Прошло совсем немного времени, лепёшки не было видно, вода вновь стала гладким зеркалом, в котором также отражались звёзды, правда, Вечерняя чуть сместилась влево. - Нафа, посмотри на небо: что-нибудь изменилось у Вечерней звезды и вокруг нас? Нафа посмотрел, быстро нашёл звезду и удивлённо сказал: - Какое-то мерцание появилось в её ореоле. - Прекрасно, - воскликнул прорицатель племени зуни, - она приняла нашу жертву. Она попросит у неба дождя! - Но когда же? - торопливо спросил Нафа. - Об этом мы с тобой узнаем через пять ночей. Каждый у себя на шестую ночь от этой должен будет вечером найти нашу звезду и обратиться к ней с вопросом: "Когда будет дождь?" - а затем подбросить у реки, где начинается главный отводной канал, зёрна кукурузы, целую горсть, а в полночь, когда уже выйдет луна, в её свете посмотреть на зёрна. В луче луны будет ясно, сколько зёрен легло к самому краю берега, ближе к воде, - столько дней останется до дождя, который накануне нужно будет вызывать на землю племени, на его поля и огороды. Больше Нафа ничего не спрашивал у мудрого прорицателя племени зуни, побыл ещё немного у него в гостях и пошёл домой.
Вот он вернулся в родное селение. Он прошёл к своему дому, поднялся по лестнице на крышу и через отверстие в ней спустился в жилище. Дома были лишь мать и сёстры, они ни о чём его не спросили, а только молча подали есть и пить. Не принято было и у хопи, и у зуни расспрашивать вернувшегося домой, нужно было ждать, когда он сам начнёт рассказывать. Нафа отставил чашу, и в этот момент через входное отверстие спустился касик Пачири. - Что скажешь, прорицатель рода Белого початка кукурузы? Будет дождь в селении Шуэр? - Будет, - решительно ответил Нафа и, увидев, как радостно заблестели глаза матери, сестёр и касика, добавил: - Когда будет скажу через три дня. Прошло пять ночей с той ночи, когда Нафа с прорицателем племени зуни искал Вечернюю звезду на небе и в реке. Наступил вечер шестой ночи. Стараясь быть незамеченным, Нафа выбрался из своего дома и быстро покинул селение Шуэр, устремившись к главному отводному каналу реки Большой. Плоская площадка в том месте, где канал соприкасался с рекой, плавно спускалась по её правому берегу к воде. Нафа посмотрел на небо, нашёл Вечернюю звезду, схватил горсть зёрен кукурузы и, обращаясь к звезде, воскликнул: " Когда будет дождь?" С возгласом Нафа подбросил вверх зёрна. Ночь была, как и все ночи лета. Тёмная,звёздная. В полночь поднялась луна, уже нарождался новый месяц. Нафа дожидался её восхода и сидел на берегу реки Большой, где отводной канал берёт своё начало. Лунный свет разогнал тьму кромешную, озарил бледным сиянием горы, реку, речной берег у канала. У самой кромки спуска площадки, у края берега, за которым начиналась река, Нафа увидел два зерна кукурузы. Только два. Они легли отдельно от основной кучки, разбросанной в центре площадки. Два зерна! Значит, через два дня должен быть дождь в селении Шуэр, на полях и огородах его жителей.
- Два дня! Через два дня будет дождь, значит, завтра его нужно вызвать на нашу землю! - произнёс Нафа и сам испугался своего голоса, прозвучавшего чересчур громко. Нафа готовил себя к церемонии вызова дождя, являющегося обычно частью большого ежегодного праздника Пинту - осеннего праздника урожая, когда в танце качина люди благодарят дождь и духов воды.
Нафа пришёл в дом касика. Его жилище было значительно больше, чем у рядовых сородичей, и стояло на самой верхней террасе. Спаянные друг с другом и соединённые поперёк параллельные ряды одноэтажных сооружений - жилых комнат - были жилищем касика и ограждением внутреннего двора. Во дворе стояло отдельное большое строение со световыми отверстиями под крышей - общественный дом - кива.
- Правитель Пачири, прикажи обкуривать киву, очистить его. Я сегодня буду вызывать дождь. Дождь должен пойти завтра! Касик дал указания, а Нафа сходил на реку, нашёл глубокую заводь, омыл себя, помыл волосы. Солнце быстро их высушило. Он надел белую рубаху, чистый передник, мексиканские штаны, когда-то приобретённые у белых его матерью, подвязал волосы разноцветной кожаной тесьмой, раскрасил лицо красной и чёрной краской. Закрыв себя покрывалом из хлопчатой ткани, Нафа прошёл в дом - киву. В общественном доме никого не было. Никто не должен присутствовать при общении избранника духов с духами! Нафа обошёл дом, состоящий из одной большой залы. Нашёл в углу глиняные чаши с разноцветным песком: чёрный - смесь песка и сажи, серый - с пеплом, жёлтый - чистый речной песок, синий - с краской индиго. Подошёл Нафа к углу, где стояли изображения священных птиц - покровителей людей и прорицателей. Положил около них куски кукурузной лепёшки и вышел на середину помещения. Земляной пол был ровно разглажен, убраны камни и мусор. Нафа присел на корточки, держа в руках горсть чёрного песка. Так он сидел долго, не решаясь начать вызов дождя. Вызывать дождь ему никогда ещё не приходилось. Где-то очень глубоко, под самым сердцем, билась тревога, а вдруг что-то напутал прорицатель племени зуни. Ведь ошибись он с хэлеле, с танцем в честь Солнца, - и вдруг не выйдет, не получится? " нечего делать, - сказал сам себе Нафа, - сородичи ждут, поля ждут, земля ждёт". Губы сами собой стали бормотать призыв к правителю земли и людей Викуну послать дождь на иссохшие земли шуэр. Чёрным песком очертил Нафа ровный квадрат, шириной в два локтя, длиной - в три. Утрамбовал землю в квадрате, взял синий песок и под той чертой, которая закрывала квадрат по длине, ближе к западной стене, насыпал волнистые завитки облаков. Встал Нафа, посмотрел на рисунок, взял в одну руку горсть серого песка, в другую - жёлтого и изобразил зигзаги стрел, вырвавшиеся из облаков и ударившие в противоположную сторону квадрата.Теперь это уже был не квадрат, а картина неба и земли. Взял Нафа ещё две горсти песка: одну - жёлтого, другую - синего, и ещё две молнии вылетели из небесных облаков и ударили в землю. Ещё взял Нафа две горсти песка: теперь одну чёрного, другую жёлтого, и ещё две молнии зигзагами вылетели из облаков и упали на землю. Шесть молний-стрел заполнили квадрат - картину неба и земли. Нафа поднялся, поднял чашу с водой и, воскликнув:" Викун-владыка, дай нам дождя, дождя селению и людям Шуэр", брызнул на рисунок, на тучи и молнии, на землю. И в тот же миг где-то далеко от общественного дома кива прогремел гром. Нафа не ошибся, это был гром. Он выскочил через входное отверстие на крышу и оглянулся. Издали, с восточной стороны, шла туча, она была далеко, но ветер гнал её сюда. Уже чувствовалось прохладное дуновение, виднелись молнии, грохотал гром.
Нафа не верил своим глазам - он вызвал дождь! Он сумел, он уговорил духов. Нарисованные в кива разноцветным песком молнии ожили и заиграли между небом и полями селения Шуэр. Вот и хлынул долгожданный дождь, хлынул бурно, потоком наполняя реки и каналы. Возвращалась жизнь стеблям кукурузы, тыквы, бобов. Кто-то выскочил из дома, кто-то из мужчин семьи касика сунул в рот песчаную змею и пустился в танце змеем, танце благодарения духу - хозяину воды и дождя.
Магический вызов дождя у пуэбло - большого этнического массива индейцев, обитающих в засушливых районах современного юга США и Северной Мексики, - один из ярких примеров глубокой веры людей в возможности повлиять на силы природы через магическое изображение их действий, которые желанны в конкретном случае. Пуэблский прорицатель, в данном случае прорицатель племени хопи, убеждён, что, изобразив на полу общественного дома кива молнии, несущиеся к земле с небес, он дал сигнал настоящим молниям низвергнуться с небесных высот вместе с дождём, с живительной влагой. Обычно индейские прорицатели не устраивали магического вызова, не будучи в какой-то мере уверенными в том, что многолетний опыт наблюдений над природой даёт основание по видимым для прорицателя приметам провести такой сеанс вызова дождя. Бывают ошибки, но обычно народная астрономия не подводила того, кто обращался с призывом, с просьбой к природе. Так и здесь, у селения Шуэр, Нафа строго следовал указаниям старшего "коллеги" - прорицателя племени зуни, а тот в очертании ореола Венеры, в мерцании её приметил резкие климатические перемены, уже связанные между собой давними наблюдениями.
КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК
бывает настолькоБЕЛЫМ
что его порой трудно отличить от хорошо очищенного сахарного песка. Известны случаи, когда мошенники продавали его вместо сахарного. А один французский предприниматель наладил вполне легальную продажу песка, правда, предварительно окрасив его во все цвета радуги и даже ароматизировав его специальными отдушками. Покупатели такого песка нашлись не только на родине, но и за рубежом. Засыпанный в пепельницу песок мгновенно гасит окурок, уменьшая тем самым опасность пожара, одновременно удаляет запах табачного дыма, источая вместо него приятный аромат.
ОЧИЩЕНИЕ ЖИЛИЩА ПРИ ПОМОЩИ ПЕСКА
Для этого примерно за 1-2 дня до полнолуния нужно пойти на морской или речной пляж ближе к 6 часам вечера. Найти место не ближе 10 метров от воды, на котором не видно следов людей или животных и взять с этого места три пястки песка. Надо учесть, что песок необходимо брать с того места, которое хорошо освещено солнцем в течение всего дня.
Песок должен быть в мешочке (можно целлофановом). Когда принесете песок домой, поставьте его в открытом виде в центре комнаты или в ближний левый угол от двери. Песок должен быть в одном из указанных мест в течение трех суток.
Песок впитывает в себя вредные эмоции, помыслы и наговоры. В то же время этот пропитанный солнцем кварц излучает солнечное тепло. За счет кварца, имеющегося в песке, идет очищение торсионных полей. Через три дня песок надо вынести из дома и высыпать на дорогу.
ПОЮЩИЙ ПЕСОК
Поющие пески. Это красноречивое название носит одно необычное природное явление. Оно настолько поразительное, что его описание часто можно повстречать в литературе. Вот, например, что о нем пишет Джек Лондон в романе «Сердца трех»:
Каждый шаг по песку вызывал целую какофонию звуков. Люди замирали на месте — и всё замирало вокруг, стоило сделать шаг, и песок снова начинал петь…
— Когда боги смеются, берегись! — предостерегающе воскликнул старик.
Он начертил круг на песке, и пока он чертил, песок выл и визжал; старик опустился на колени — песок взревел и затрубил…
Суть этого явления в том, что когда поющий песок приход в движение, появляются звуки самого разнообразного характера. Идя по нему можно услышать звучание флейты, бой барабана, лай собак, стоны, звуки органа и многое другое. Когда поднимается ветер, то весь песок начинает «петь», создавая невероятный спектр звучания, который трудно с чем то сравнить.
На планете имеется несколько мест с таким природным звуковым явлением. Например недалеко от Кабула есть гора Рег-Риван, дословно переводится как «Колеблющаяся гора». Название говорит само за себя — когда человек или группа людей идет по бархану, он издает звуки похожие на удары барабана, стоит людям остановиться и бархан замолкает…
Еще одним таким местом поющих песков является Колокольная Гора (Джебель Накунг), находится она на берегу Красного моря. Когда человек шагает по ее склонам, он в буквальном смысле стонет под ногами. Понятно почему эта местность овеяна легендами с древних времен. Одни из них рассказывают что некогда на это месте стоял древний монастырь, который противостоял злым силам и помогал заблудшим душам найти путь к свету. Он был настолько чист, что демонам было не под силу его уничтожить, потому они засыпали его огромным слоем песка и стерли все следы его существования. И когда люди проходят над монастырем, они слышат стенания и молитвы монахов, похороненных под слоем песка.
Другие легенды рассказывают что это сирены прячутся под барханами и зовут своим воем заблудших моряков на прибрежные отмели, многие упоминают о заточенных темных силах, которые веками стонут под землей, ожидая возможности вырваться наружу.
Таких мест в мире имеется несколько десятков, а если точно — 31. На территории бывшего Советского Союза такие горы находятся в районе отмелей Кольского полуострова. Поистине грандиозные звуки издает гора, когда начинает осыпаться. Еще одним невероятным местом является местность под названием Дарваз, которая представляет из себя огромную горящую дыру в земле.
Но что действительно необычно, так это то, что ученые до сих пор не знают однозначно причину этого необычного феномена. И если даже в достижении бессмертия человека они достигли явных успехов, то тут лишь строят гипотезы. Одна из них говорит, что дело в размерах песчинок — они поразительно однотипны по диаметру и что когда песок приводят в движение — трение их друг о друга создает такой спектр звуков. Но проблема в том, что стоит взять песок для испытаний в лабораторию и он перестает петь, полностью замолкая.
Другая гипотеза говорит, что нижние слои поющего песка более плотные и имеют волнообразную поверхность и когда они движутся, то верхний более мягкий и легкий слой песка трется о нижний, более жесткий. Это и есть причиной звучания.
Ряд ученых говорят о наэлектризованности этих частиц, другие утверждают, что дело в движении ветра между частицами третьи говорят о особой кристаллической структуре песчинки и так далее. Точного ответа никто дать так и не может.
ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНЫ ИНДЕЙЦЕВ НАВАХО
По преданиям индейцев навахо юго-запада Северной Америки, Вселенная разделена на пары противоположных элементов. Из этой двойственности неизбежно проистекает хаос, и некоторые обряды и ритуалы навахо предназначены для того, чтобы восстанавливать космическую гармонию. Ритуалы проводит певец, являющийся воплощением коллективной истории и духа племени, который декламирует устные предания своего племени. Именно он отвечает за правильный порядок создания песочных (сухих) картин - уникальных символических изображений, присущих только этому племени. Песочные картины навахо «рисуются» с помощью тонкой струи измельченного песка разных цветов - его сыплют с ладони на землю - и передают сцены из мифов племени о сотворении мира, в которых изображаются подобия йеи - святых людей, - управляющих разными аспектами мира. Считается, что йеи, которые нарисовали первые песочные картины в небе, притягивают их песочные изображения и они входят в картины, принося с собой сверхъестественные силы. И хотя вызываются они для того, чтобы одарить благодатью племя и восстановить порядок во Вселенной, эти силы могут быть опасными, если их неверно направить.
Песочные картины, таким образом, имеют сакральное значение и являются символами как предков, так и сверхъестественных сил. Кроме того, считается, что они способны исцелять. Страдающий болезнью представитель племени сидит на песочной картине во время обряда исцеления, в ходе которого источник недуга переносится на картину; после завершения обряда песок, вместе с болезнью, уничтожается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий